• Рубрики

Генплан — итоги года, задачи на 2012

Итак, объявленное 10 января подведение итогов реализации Генплана подходит к концу. Не буду, наверное, оценивать цифры и высказанные мнения — результаты голосования и комментарии видны всем. Как я оцениваю проделанную работу и вижу задачи на перспективу?

Начну с того, что как изначально и было определено , работа велась по пяти направлениям — все они отражены во втором вопросе для голосования. Основные усилия были сконцентрированы на разработке нормативно-правовой базы. В этой части, считаю, продвинулись прилично. Приняты все базовые документы, обеспечивающие реализацию Генплана. Комиссия по землепользованию и застройке поддержала ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЗЗ , и они до конца января выйдут на публичные слушания. Там нашли интересную схему их вступления в силу и очень оперативной корректировки – расскажу отдельно в следующих записях. Подготовлен  проект местных нормативов градостроительного проектирования — в эту пятницу  будем рассматривать документ, есть возможность его  утверждения также до конца января. Наконец, принят план реализации Генплана  – базовый документ, определяющий темпы и приоритеты работы. Характерно, что важность этих документов участниками голосования определена практически равномерно – действительно, «три кита», на которых базируются все действия.

Следующая тема по важности и концентрации усилий – реализация пилотных проектов. Оценка голосованием здесь намного ниже – и в общем, понимаю почему. Вся работа носила предварительный, черновой, обеспечивающий характер. Разработана документация по планировке территорий Красных Казарм, Егошихи, набережной. Проведен аукцион на территорию ДКЖ (этот проект оценен как наиболее значимый, известный с большим отрывом). Разработан регламент застройки по 179 кварталу , который может стать типовым, примерным для других территорий. Скоро будем подводить итоги по проекту «5 улиц». В общем, еще наверное о чем-то можно сказать, но…. Всем хочется видеть реализацию, результат, а с этим действительно слабо. И еще одна ошибка – взялись за очень большие, глобальные проекты, и это нормально, но во-первых, понятно, что для жителей Мотовилихи или Закамска  проект ДКЖ далек и абстрактен, во-вторых, по-человечески хочется, чтоб появлялось много пусть маленьких, но заметных и важных в повседневной жизни изменений.

Наиболее высоко оценены усилия по информированию. Что ж, хорошо. Действительно, и со СМИ работали, и  брошюру издали, и образовательные проекты вели.  Другое дело, что удалось, если пользоваться выборной терминологией, сработать «на узнаваемость». Предпочтения, интерес,  отношение полезности (пусть не во всем, хоть в чем-то) к Генплану не сформированы. Очень часто дискуссия сводится к теме пресловутой этажности — и это, очевидно, наша проблема. Такие важные разделы как доступность и качество городской среды, экология, экономическая эффективность, транспортная доступность и т.д. не раскрыты и не обсуждаются. У нас Генплан остаётся в дискуссиях и в понимании документом профессиональным, а должен он стать простым и понятным для людей. Не как документ (читать его мало кто будет), а как понимание возможностей и ожидаемых результатов. Очевидно, на следующий год это вообще должно стать главной задачей, очень сильно связанной с мыслями предыдущего абзаца. В общем, Генплан для людей, не побоюсь таких слов.

Немало голосов, к некоторому моему удивлению, набрала тема разработки программ развития инфраструктуры. Очевидно, это связано с принятием плана реализации Генплана, закрепляющим в том числе объектовый ряд в разрезе видов инфраструктуры.  Но честно говоря, в этой теме мы только еще на подходах к реальным делам и изменениям. Нужны реальные сроки, источники, инвестпрограммы, дифференцированная плата, решения по социальной инфраструктуре…

И самая низкая оценка – согласен — по экономическим стимулам для застройщиков. Разница между властью и бизнесом в подходах, оценках, экономических расчетах ещё очень велика. Это подтверждает и низкая активность на аукционе, и чрезмерная судебная практика разрешения споров, и сложности в обсуждении нормативных актов и проектов решений. Правда, есть одно очень важное обстоятельство – мы реально находимся в постоянном диалоге – открытом, прямом и содержательном. Это вкупе с нарабатываемой практикой по пилотам + развитием нормативной базы увеличивает шансы на успех.

Итого, мое понимание ситуации и следующих шагов. Двигаемся дальше. Оставляем структурирование в виде пяти направлений деятельности. В нормативной базе уходим в документы следующего уровня – регламенты, стандарты, правила по всем видам городской жизнедеятельности (благоустройство, озеленение, архитектура, парковки, реклама и т.п). Развитие инфраструктуры: детализация, конкретика, источники, сроки. Экономические стимулы : семь базовых направлений поддержки определили давно – конкретных решений нет. Необходимо закрепление в нормативной базе.  Пилотные проекты – включение тактики малых дел, близких и понятных людям. Чтоб появлялись пусть хоть отдельные элементы (велосипедные дорожки, урны, площадки для выгула собак, озеленение), закрепляющие то самое качество городской среды. По совокупности – формирование управляемой системы видимых и реальных изменений. Генплан – создание города для жизни, города для людей.  Соответственно от информирования о Генплане надо переходить к системе взаимодействия с жителями по его реализации. Буду очень признателен за советы как это можно сделать, в Перми реально много активных творческих людей, любящих свой город.

И последнее, но очень важное. Считаю, за последнее время в исполнительной власти города, во вновь созданном  Департаменте градостроительства и архитектуры сформировалась команда, которая Генплан понимает, чувствует, знает, верит в него и в состоянии реализовать. Думаю, в рамках разделения полномочий представительной и исполнительной власти, Комиссии по реализации Генплана и Администрации города надо сделать некоторые коррективы в работе. На площадке Думы сконцентрироваться на двух аспектах:  1) постановка задач, целей, определение приоритетов реализации Генплана. Надо закреплять их в максимально простых и контролируемых по исполнению показателях.   2) взаимодействие с жителями, городским сообществом, бизнесом. Цель одна – реальность, адекватность Генплана, его соответствие запросам и ожиданиям горожан.   Напоминаю, что буду признателен за мысли по обоим задачам :-),  до 10 февраля сформулирую предложения для открытого обсуждения и последующего закрепления на профильном комитете и на самой Думе.

Соответственно реализация Генплана как таковая, управленческая деятельность, организация всей исполнительской работы должны стать задачей Администрации города с последующим отчетом по тем самым утвержденным показателям и критериям.

Ещё раз большое всем спасибо за участие в голосовании, обсуждении и предложения.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: